Неділя, 28.04.2024, 20:55
Форма входу
Меню сайту
Категорії розділу
Закони [0]
Накази [0]
Положення [0]
Навчальні програми [0]
Управління НВП [10]
Фото [29]
Інструкції [0]
Листи [3]
Методика [3]
Календар
«  Червень 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Пошук
Друзі сайту




























Годинник
Архів записів
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Нашому сайту
Головна » 2014 » Червень » 26 » Методика Рівіна.
23:18
Методика Рівіна.
Застосування методики Рівіна А.Г.

Методика, де використовується робота в парах змінного складу.
Ця методика застосовується для вивчення теоретического матеріалу і допомагає добитись високої якості його засвоєння.

Сущность методики Ривина заключается в том, что изучать тему одному ученику помогает весь класс. Это так называемое поабзацное изучение текста.

Каждый абзац параграфа учебника или какого-нибудь другого текста ученик изучает с разными напарниками, что дает возмож-ность рассмотреть изучаемый текст под разным углом зрения, помогая более тщательно и детально разобраться в теме.

Принцип работы состоит в том, что для проработки первого абзаца учащийся находит себе напарника, с которым читает, обсуждает, выясняет содержание, озаглавливает абзац (если на первом этапе трудно озаглавить, то можно записать главную мысль данного абзаца). Название абзаца или его главная мысль записывается в тетрадь учащегося его партнером.

Таким же образом данный ученик помогает своему товарищу-партнеру разобраться и в его абзаце, озаглавить и записать название ему в тетрадь. Все это выполняется при условии, что у каждого своя тема, отличная от другого.

Для проработки следующего абзаца учащийся ищет нового напарника, рассказывает ему содержание первого абзаца, а далее читает, обсуждает, выясняет с ним содержание второго абзаца. Вместе озаглавливают этот, второй абзац, и напарник записывает название данного абзаца ему в тетрадь. Таким же образом идет работа по изучению абзаца партнера.

Для третьего абзаца учащийся ищет нового напарника, рассказывает ему содержание первых двух абзацев и далее с ними читает, обсуждает, выясняет содержание третьего абзаца. Озаглавливают и записывают название в тетрадь. Затем он прослушивает рассказ своего напарника по изученным абзацам, помогает ему разобраться в новом, озаглавить и записать главную мысль этого нового абзаца в тетрадь и т. д.
После изучения всего текста для закрепления и систематизации полученных знаний учащийся выступает по данной теме на малой группе с докладом.

Затем этот учащийся выбирает новую тему и прорабатывает ее тем же способом.
На контроль ученики по их желанию выходят после изучения одной или нескольких тем.

Рассмотрим применение методики Ривина А.Г. на примере изучения темы «Азотсодержащие органические вещества» в 10 классе школы № 162 (учитель Буровцева Т. Т.).
Так как по этой методике происходит не последовательное изучение всей большой темы, а параллельное, то материал надо спланировать таким образом, чтобы такое изучение стало возможным.
По программе на данную тему отводится восемь часов, поэтому планирование было следующим:
I урок — ввод в тему.
II, III, IV, V уроки — работа в парах сменного состава по методике Ривина А.Г. с текстами учебника «Органическая химия» (Цветков Л. А. М., 1987).
VI, VII уроки — работа в блоках по генетической связи между углеводородами, кислородсодержащими и азотсодержащими.
VIII урок — контроль  (контрольная работа, собеседование).

На первом уроке был дан анализ всей темы в виде лекции с элементами беседы, с применением демонстрационного эксперимента.
В этой лекции-беседе было обращено внимание на особенность строения азотсодержащих как производных аммиака, их способности к основным свойствам за счет амногруппы , а именно наличие пары электронов на азоте в . Дана классификация этих веществ, сравнение их свойств с аммиаком, с нитросоединениями. Значение аминокислот как структурной единицы для белков. Показаны опыты с метиламином и с раствором глицина .

Перед этим уроком был проведен урок учителем биологии о роли азотсодержащих органических соединений в жизни живых организмов.
На уроке ввода в тему были использованы таблицы по химии для X класса и таблицы по биологии -— аминокислоты, белки, а также фрагменты диафильма «Белки».

На следующих четырех уроках (по два сдвоенных урока) эта тема изучалась по методике Ривина (поабзацное изучение текста в парах сменного состава).

Работа была организована таким образом, что в одну неделю были даны четыре часа (вместо трех по программе), т. е. в течение двух дней по сдвоенному уроку.

К этим урокам отпечатали алгоритм работы «Поабзацное изучение текста в парах сменного состава», приготовили конспекты-рекомендации к докладам, сделали лист учета большого формата, чтобы ученики сами координировали изучение тем, и лист учета для учителя, с помощью которого можно в любой момент организовать малую группу для доклада, проконтролировать выполнение эксперимента.

Эксперимент готовился заблаговременно и был выставлен на парты с описанием хода работы. Для подготовки к докладу по синтетическому волокну учащиеся пользовались диафильмом «Волокна». На кафедре лежала дополнительная литература, используемая для выступления на малой группе. На каждую от-дельную тему-текст был назначен по желанию ученик-консультант.

Вот так выглядел отпечатанный лист, которым пользовался каждый ученик: алгоритм работы поабзацного изучения текста по методике Ривина А. Г.
 

Поабзацное изучение текста в парах сменного состава


1. Выберите тему для изучения.
2. Найдите первого партнера для работы в паре.
3. Выделите первый абзац — небольшую (4—12строк) по смыслу законченную вполне часть текста.
4. Прочитайте абзац партнеру вслух.
5. Партнер задаст Вам вопросы для того, чтобы Вы, отвечая на них, уточнили значение терминов, словосочетаний, уловили смысл абзаца.
6. Обсудите, как озаглавитъ абзац, заглавие должно выражать смысл,
7. Попросите партнера записать в Вашу тетрадь заглавие первого абзаца.
8. Приступайте к работе над темой партнера в той же последовательности.
9. После окончания  работы с  абзацем  партнера,  найдите второго партнера.
10. Второму партнеру воспроизведите содержание первого абзаца по записи в тетради,
11. Над вторым абзацем работайте так же, как над первым, и т. д.    ,
12. После окончания работы над темой подготовьтесь по плану к выступлению на малой группе.
13. После выступления на малой группе работа закончена.

Темы для изучения (тексты в учебнике «Органическая химия». Цветков Л. А.— М., 1987):
I. Амины. §38, с. 169—172.
II. Анилин. §38, с. 172—174.
III. Аминокислоты. §39, с. 174—178.
IV. Синтетическое волокно капрон. §39 с. 178—180.
V. Белки. §40, с. 181 — 186.
VI. Проблема синтеза белков. §40, с. 186—188.
Ответственные за тему (консультанты и арбитры при выстав-лении отметки за доклад на малой группе):
I тема — Степанкина Наташа; II — Богорад Станислав; III — Александров Николай; IV — Ободников Дима; V — Чмыхов Антон; VI — Зубарев Лев.

Из листа учета видно, что Александрову Коле, Богораду Стасу, Карповой Ире осталось изучить только одну тему (ту, где стоит точка) и сделать доклады.
У некоторых: Власовой Мары, Басковой Иры и Зубарева Льва — стоит отметка карандашом, это значит, что данные уче-ники хотят еще поработать и получить более высокий балл.
Другие выходят на доклад, минуя эксперимент (Э).
Есть и такие ученики, у которых в графе «Д» (доклад) стоит точка. Следовательно, они готовятся выступать на малой группе, которую можно образовать из тех, кто тоже изучает эту тему. Например, Астахова Аня готова делать доклад по теме «Синтетическое волокно капрон». Она идет к доске, и к ней подходят Долгополова Наташа, Зубарев Лев, Александров Николай, Кашурин Сергей и Ободников Дима — консультант по данной теме. После доклада эти ученики оценят знания Ани по данному вопросу.

При подготовке к докладу учащиеся использовали дополни-тельную литературу и конспекты-рекомендации.
 

Список дополнительной литературы для подготовки к докладам
 

Чернобельская Г. М., Чертков И. Н. Химия.— М.: Медицина, 1985.
Книга для чтения по органической химии. Сост. Буцкус П. Ф.— М.: Просвещение, 1985.
Конарев Б. Н. Любознательным об органической химии.— М.: Химия, 1982.
Потапов В. М., Чертков И. Н. Строение и свойства органи-ческих веществ.— М.: Просвещение, 1985.
Статьи в журнале «Химия и жизнь».

Были даны конспекты-рекомендации. Ученики могли ими пользоваться при подготовке к докладу, а могли сделать такие конспекты и самостоятельно. При докладе некоторые ученики заглядывали в конспекты, для того чтобы не потерять логику отве-та. Но «5» ученик получал тогда, когда все было сделано самостоятельно.

После изучения текста или после доклада учащиеся выходили на эксперимент. В ящиках, помимо приборов и реактивов, лежали инструкции для проведения опытов. Опыты проводил один ученик или двое в зависимости от того, как быстро справлялись с текстом. Результаты опытов надо было записать себе в тетрадь и во время доклада прокомментировать.

Категорія: Управління НВП | Переглядів: 975 | Додав: Yanok2524 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: